Имеющая влияние и сейчас. Ностальгируем с SEGA Mega Drive

 

Игровая индустрия без Mega Drive — как комиксы без картинок или Ван Дамм без шпагата. Если вы росли в 90-х, но не владели приставкой, она наверняка имелась у вашего друга. И держим пари, тот прослыл душой компании. По случаю 30-летия знаменитого аппарата бьём по больному и грустим над драгоценным барахлом.

16 бит — звучит как хит

Мы говорим «Сега» — подразумеваем приставку. 16 бит, чёрные картриджи, некогда лучшая альтернатива системам Nintendo. Ведь там Скорпион не сдирал кожу с черепа и никого не кромсали на ломтики шляпой с острыми краями. Но чтобы мир это понял, понадобились годы противостояния двух японских гигантов. И началось всё не с Mega Drive, а задолго до её появления: с выходом в 1983-м легендарной Famicom, изданной на Западе как NES.

Узнав, что Nintendo планирует выпуск Famicom, мы взяли наш 8-битный компьютер SC-3000, выбросили клавиатуру и получили SG-1000. У нас не было опыта в этой области, поэтому никто не знал, насколько хороша новинка. Но за первый же год мы продали 160 000 единиц. Успех настолько вскружил головы, что мы начали строить планы ещё на полмиллиона домашних систем — о подобных масштабах на поприще аркадных машин можно только мечтать. Так наша компания и подхватила консольную лихорадку.

Хидеки Саторазработчик Mega Drive

30 лет SEGA Mega Drive

Специалисты SEGA поняли, как именно нужно действовать, чтобы тягаться с могучими соперниками на равных. Раз уж компания приобрела репутацию в сфере аркадных развлечений, стоило поднажать на производительность железа и качество графики. То есть на преимущества, которых геймер не имел дома. Поэтому для восьмибитной Mark III, которая прославилась под именем Master System и стала прямым конкурентом NES, взяли более быстрый процессор и вдвое увеличили объём ОЗУ.

Но обойти большую N не вышло: в Японии удалось урвать лишь 10% рынка.

«Пфф, всего-то!» — скажете вы. Но, согласитесь, лишить монополию даже десятой доли продаж на её же вотчине — это тоже результат. Не говоря об успехе в Европе и, скажем, Бразилии, где Master System популярна до сих пор. Так что со стратегией производитель не прогадал. К середине 80-х генеральным директором SEGA стал Хаяо Накаяма, известный своим оптимизмом: где другие видели препятствие, он находил возможность.

30 лет SEGA Mega Drive

Практически сразу после выхода Master System в США Накаяма назначил разработчиков следующей системы — как вы, наверное, догадались, речь о Mega Drive. Правда, для замены дежурного названия Mark V на более броское пришлось перебрать 300 вариантов. Коллектив инженеров возглавили Хидеки Сато и Масами Исикава. За основу будущего устройства они взяли плату аркадного автомата SEGA System 16, а в качестве главного процессора использовали Motorola 68000. Что до Zilog Z80, трудившегося в SG-1000 и Master System, то в новой конструкции ему досталась вспомогательная роль.

Чип Motorola как раз подешевел, мы вовремя ухватились за эту возможность. Выбор дизайна тоже не случаен. Тогда у нас было ощущение, что в скором времени потребители начнут относиться к видеоиграм примерно так же, как относятся к музыке. Добавьте сюда место Mega Drive возле телевизора — вот почему мы сделали её похожей на аудиоплеер. А чёрный корпус дополнила надпись золотом 16 BIT. Кстати, эта золотая печать была очень дорогой, но мы действительно хотели подчеркнуть, что создали первую 16-битную домашнюю систему.

Хидеки Саторазработчик Mega Drive

30 лет SEGA Mega Drive

На деле первенство оказалось спорным. 29 октября 1988 года, когда SEGA представила новинку, в борьбу за место под солнцем уже вступила NEC с системой PC Engine, известной в США под именем TurboGrafx-16. Напряжение росло.

Оставался лишь один спасательный круг — маркетинг: жёсткий, как удар Саб-Зиро, и резкий, как спринт ежа Соника.

Бойцовский клуб пиарщиков

Для презентации Mega Drive выбрали не самый удачный момент. Достаточно сказать, что буквально за неделю до этого вышла Super Mario Bros. 3, поэтому азиаты с головой ушли в сбор мухоморов и спасение принцесс. Какая там SEGA? Вы о чём вообще? Вечеринки для прессы вроде той, где журналистам предложили сыграть в Altered Beast на консоли и аркадном автомате, помогали слабо. Как результат, в Японии удалось продать всего 400 000 экземпляров за год. И это при том, что компания Накаямы не халтурила: система и впрямь была мощной, а основу игротеки составляли эксклюзивы — не в пример 3DO, юбилей которой мы отмечали совсем недавно.

30 лет SEGA Mega Drive

Вот почему перед вторжением в Штаты Накаяма нанял нового директора SEGA of America (SoA) — прагматика Майкла Каца. Человека с опытом в индустрии: он успешно продавал Intellivision, ColecoVision, а затем переметнулся к конкурентам, чтобы раскручивать Atari 7800. В 1989-м, когда приставка SEGA сменила имя на почти библейское Genesis, избавилась от золотой надписи и появилась-таки на американских прилавках, амбициям Майкла был брошен очередной вызов.

От менеджера потребовали сбыть миллион консолей за полгода.

В остальном он мог действовать по своему усмотрению и строить маркетинговую кампанию с нуля. Кац обострил войну с Nintendo: реклама того времени всячески задевала конкурентов, а позже возник лозунг Genesis does what Nintendon’t («Genesis умеет, что Нинтенет»). Заодно он собрал команду для местной разработки, ведь народ в США особенный — любит спорт. Грех было этим не воспользоваться. Так что новобранцев усадили за тематическую линейку: Pat Riley Basketball, Arnold Palmer Tournament Golf, Joe Montana Football, Tommy Lasorda Baseball — имена знаменитых атлетов на картриджах гарантировали интерес. Но и влетели в копеечку: контракт с тем же Джо Монтаной стоил 1,7 миллиона долларов. Солидная сумма, особенно если учесть, что поначалу план выполнялся кое-как.

За шесть месяцев мы продали половину от обещанного. Но даже 500 000 единиц я считаю чертовски хорошим результатом, ведь Genesis была новичком и не блистала огромным количеством эксклюзивов. Да и к Nintendo было трудно подобраться, а геймеры с ключевыми ритейлерами ждали выхода SNES … Тогда-то мы и показали зубы со своим слоганом Genesis does what Nintendon’t.

Майкл Кацэкс-директор SoA

Несмотря на экстравагантность решений, ролики по ТВ и спортивная серия принесли плоды. Счёт проданных устройств пошёл на миллионы, а Mega Drive начала уверенно теснить системы Nintendo, став в 1994-м лидером американского рынка. Фактически это открыло путь к мировой гегемонии. На любое действие конкурентов Кац тут же находил свою хитрость. В этом ему помогал отдел маркетинга во главе с Томом Калински — неутомимым генератором идей, который точно понимал, чего хотят подростки. И умел по-приятельски настроить их на нужный лад. А в ответ на споры о техническом превосходстве SNES отдел Тома раскрутил мнимую технологию Blast Processing. Дескать, она обеспечивает такую скорость работы, какой фанатам Марио век не видать. И поди докажи обратное!

Не удивительно, что в середине 90-х, когда SEGA по всему миру заняла почётное второе место, на должность Майкла Каца назначили Калински. Тот уже показал себя в деле и прославился благодаря двум эпохальным решениям. Он предложил специально удешевить систему до $150, чтобы зарабатывать на картриджах, и заменил комплектную игру с Altered Beast на Sonic the Hedgehog.

Признаюсь, я недооценил потенциал Соника. И слава богу, что затея сработала. Ведь сама мысль о том, чтобы влюбить американских детишек 6-16 лет в японского персонажа-ежа, казалась мне безумной.

Майкл Кацэкс-директор SoA

Всё жёсткое — детям

Почему же Соник так важен? Успех Mega Drive, как и любой другой платформы, зависел прежде всего от качества и количества хитов. А уж потом — от железа, «бласт процессинга» и пикировок с конкурентами. Тут SEGA проявила незаурядную удаль. Пока в Nintendo изо всех сил поддерживали семейный, миролюбивый имидж, фирма Накаямы была свободна в выборе тем. Пусть никого не смущает дружелюбный маскот, который, если разобраться, не совсем уж и японский — снимите-ка с ежа туфли Майкла Джексона и избавьте его от палитры флага США. Потому что с милыми зверушками из The Lion King соседствовали монстры из Ecco the Dolphin, а весёлые потасовки ниндзя-черепашек чередовались с мясорубкой серии Mortal Kombat.

30 лет SEGA Mega Drive

Герой Boogerman снабжал юных геймеров дозой сортирного юмора, Rock N’ Roll Racing погружала в атмосферу дорожного беспредела под риффы Deep Purple и Black Sabbath. Робот-полицейский из RoboCop versus The Terminator показывал своему коллеге с NES, что остаётся от людей после очереди в упор. А как вам шутер Zero Tolerance со стекающими по стенам мозгами? И это не считая откровенной жести типа Splatterhouse 2, где крови и уродов было больше, чем всего остального вместе взятого. Даже стратегия Dune II порой удивляла: вот давишь солдат харвестером — они превращаются в красные пятнышки.

Вроде мелочь, но Nintendo не позволяла себе и таких шалостей.

В блокбастерах SEGA монстры пугали, шутки смешили, адреналин не бодяжили с какао. Конечно, такой подход пришёлся ко двору не везде. Власти некоторых стран ужаснулись от перспектив, а в США виртуальный мордобой от Midway привёл к появлению возрастного рейтинга ESRB. Традиционно раскрепощённые европейцы тоже не сразу поддались обаянию фаталити.

Бум видеоигр был глобальным, но в Германии действовали законы о защите молодёжи, поэтому некоторые из наших хитов там запретили. И это была единственная страна Европы, где мы не выбились в лидеры рынка — семейные идеалы Nintendo казались немцам более привлекательными.

Ник Александер экс-директор подразделения SEGA в Европе

30 лет SEGA Mega Drive

Зато бывший СССР чаша сия миновала. Проводником электронных развлечений в массы здесь стали пираты, с которыми цивилизованный мир худо-бедно боролся. В России же силами компании «Стиплер» обрёл колоссальную популярность тайваньский клон NES. Но вот парадокс: вместе с нелегальными Dendy в магазинах предлагали и лицензионные системы — Mega Drive двух версий и SNES.

В отличие от какой-нибудь Японии, у нас «Сега» победила нокаутом в первом раунде.

Каким образом? За счёт низкой цены, что в 90-х было критически важно, и большего ассортимента оригинальных игр. А также модуля Mega Key, который конвертировал советский телестандарт SECAM в PAL, отменив тем самым возню с декодерами.

Эти истины постигались и во время походов на радиорынок, и в спорах с одноклассниками. Самым непонятливым излагал матчасть Сергей Супонев в передаче «Денди — Новая реальность». Вот он показывает жуткий бутлег Duck Tales со случайной уткой на стикере, а вот достаёт шикарную коробку с «Аладдином», где и графика, и звук на голову выше. Почувствуйте разницу! И мы чувствовали. Потому-то восьмибитка попала в разряд условно-дошкольных — в противовес безусловно крутой, пацанской «Сеге».

Когда 16 больше, чем 32

Мертва ли Mega Drive в 2018-м? Вопрос философский. Клоны приставки продаются до сих пор, тысячи людей помнят и любят её, проходят старые хиты на эмуляторах. Да и оригинальные аппараты, если они «на ходу», не у каждого геймера пылятся без дела. Ностальгия — страшная сила. Даром что ли фанатов дразнят выпуском мини-версии? Но поколения игровых устройств меняются: что-то входит в моду, а что-то отправляется в утиль. Прогресс не остановишь и прошлого не вернёшь — выбросив из головы сентиментальную дурь, это признает каждый.

Тем удивительнее упрямство, с которым продлевали жизнь легендарной платформы. Вытворять такое с техникой — ещё та задача. Но рынок диктовал условия: в начале 90-х набрали популярность компакт-диски, чем тут же воспользовались производители игровых систем. Компания NEC выпустила аддон TurboGrafx-CD, о новых возможностях заговорили в Nintendo. Накаяма же договорился с JVC о сборке дополнений Mega-CD для 16-битной приставки. Они увеличивали объём данных, сулили обилие игр с FMV (full motion video), прибавку к мощности железа и возможность делать сейвы. Правда, каждый стоил аж по 300 долларов.

30 лет SEGA Mega Drive

Хотя, как признался продюсер SEGA Скотт Бэйлесс в интервью Eurogamer, приходилось экономить даже на проводах. Выбор дешёвого Audio-CD вместо CD-ROM привёл к серьёзным проблемам на запуске, а от усложнения аппаратной части задымились головы кодеров. Конечно, развлечений хватало уже в момент релиза. Sewer Shark, Night Trap, Prize Fighter дополнили портами с аркадных машин Dragon’s Lair и Time Gal. Но кто в трезвом уме предпочтёт эти произведения блокбастерам оригинальной Mega Drive? Как результат, провал Mega-CD в Японии, но относительный успех в Европе и Штатах, откуда удалось-таки вытеснить TurboGrafx.

Но крутые ребята не оборачиваются на взрыв: в SEGA продолжили пороть горячку, причём по нескольким фронтам сразу.

Чтобы конкурировать с Atari Jaguar, придумали ещё один аддон, который назвали 32X. Однако его продажи оказались даже ниже, чем у CD-дополнения. Зачем втридорога собирать монстра Франкенштейна, если за ту же сумму легче взять более мощное устройство?

30 лет SEGA Mega Drive

А параллельно с презентацией 32X в США анонсировали 32-битную консоль Saturn. С тем же успехом можно было продавать снег эскимосам. Хаяо Накаяма упускал одну возможность за другой.

Мы связались с главой Silicon Graphics Джимом Кларком, чтобы заказать чипсет для новых систем. Нам схема понравилась, но японские инженеры остались недовольны и размером, и техническими характеристиками. Это нас огорчило, ведь мы считали, что нашли превосходный вариант с точки зрения быстродействия, графики и звука. К тому же пришлось оправдываться перед Кларком, который спросил, что ему теперь делать. Тогда я ответил: «Есть ещё одна игровая компания. Вроде бы её название начинается с N». Он пошёл туда и продал плату, послужившую основой для Nintendo 64.

Том Калинскиэкс-директор SoA

Так часто бывает, и не только с производителями железа — вспомните хотя бы историю Telltale Games. Минута славы не резиновая. SEGA долго напрягала аппаратные мышцы и носилась со счётчиком мегагерц, как с писаной торбой, хотя на собственном примере доказала, что в играх это не главное. Да что там, 16-битная классика актуальна до сих пор. Ставишь эмулятор, запускаешь Contra Hard Corps, Golden Axe или Comix Zone, рубишься в третий Mortal, управляешь червяком Джимом либо Соником — и словно не было тех 30 лет. Mega Drive умерла, но мегадрайв остался.

Источник

 

Автор публикации

не в сети 6 часов

MassChester87

0
Комментарии: 0Публикации: 110Регистрация: 29-09-2018

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
captcha
Генерация пароля